Чтобы понимать, насколько выгодно торговать определенным типом товаров, необходимо проводить расчет юнит-экономики для маркетплейса. Без этого не получится определить, сколько вы тратите на продажу одной единицы товара и сколько с этого получаете, а значит — и скорректировать выбранный курс.
Unit-экономика для маркетплейсов рассчитывается одинаково вне зависимости от того, где именно вы продаете. Различаются только затраты на услуги торговой площадки, так как комиссии и условия у всех разные. Рассказываем, что такое юнит-экономика, зачем ее считать и как делать это правильно.
Что такое юнит-экономика
Юнит — это единица. В случае с маркетплейсом — единица товара. Расчет юнит-экономики учитывает полный путь товара от производителя до покупателя, а также связанные с этим затраты.
Юнит-экономика ВБ или для любого другого маркетплейса позволяет рассчитать рентабельность бизнеса в целом на примере конкретного товара. Если вам выгодно продавать эту единицу, то можно назвать выгодным весь бизнес. Если вы ничего не выигрываете с продажи этого товара, необходимо что-то менять.
Юнит-экономика для Яндекс Маркет и других маркетплейсах полезна на любом этапе:
Чтобы рассчитать юнит-экономику Вайлдберриз и других торговых площадок, специальное образование не нужно. Однако заручиться поддержкой специалиста или автоматизированного сервиса может быть полезно.
Юнит-экономика для Вайлдберриз: что это такое и зачем рассчитывать
Многие начинающие селлеры думают, что открыть магазин на любом маркетплейсе просто: нужно только пройти регистрацию и красиво оформить карточки товаров. Однако на самом деле все намного сложнее. Юнит-экономика одинаково важна для каждого маркетплейса, однако ВБ знаменит своими изменчивыми тарифами и другими нововведениями, поэтому важность такого расчета ярче всего видна именно на примере этой торговой площадки.
Что предотвращает юнит-экономика для Вайлдберриз:
Расчет юнит-экономики позволяет заранее спрогнозировать бюджет, а также отследить, насколько эффективно идет торговля. В контексте ВБ это дополнительно показывает, можете ли вы продолжать работать с этим маркетплейсом с учетом новых тарифов и комиссий или настало время поискать другую площадку.
Что показывает юнит-экономика для маркетплейсов:
Все это помогает разработать эффективную стратегию продаж, а также оптимизировать затраты. Например — перейти на другую модель сотрудничества, найти более доступный в финансовом отношении склад. А для компаний, которые самостоятельно изготавливают продукцию — оптимизировать производство, чтобы снизить затраты, связанные с ним.
Какой бывает юнит-экономика
Считать ее можно как до выхода на маркетплейс, так и в ходе продаж, а также вводя в ассортимент новый товар. В каждом случае для расчета необходимо из доходов с продажи одного товара вычесть абсолютно все расходы, разница и будет итоговой прибылью.
Есть разные модели расчета юнит-экономики, которые позволяют достичь разных целей:
Самостоятельно за всем уследить может быть непросто, поэтому при масштабировании бизнеса расчет юнит-экономики часто поручают финансовым специалистам. Если вы работаете по системе FBS, можно обратиться к услугам фулфилмент-оператора: некоторые из них предоставляют такую возможность.
Что учитывать в юнит-экономике
Расходы присутствуют в каждом случае, не важно, производите ли вы продукцию самостоятельно или перепродаете. В каждом случае важно детально учитывать абсолютно все расходы, чтобы получить максимально точные данные.
Что это может быть:
Уплата налогов. Об этом важно помнить всегда, а не только непосредственно в день осуществления выплаты. Закладывая величину налогообложения в стоимость товара, вы избегаете ситуации, при которой не хватит денег, чтобы внести необходимые средства.
Кроме того, в расчете юнит-экономики всегда учитывают зарплату всех сотрудников, как постоянных, так и временных.
Как рассчитать юнит-экономику
Проще всего воспользоваться калькулятором. Например, такой инструмент есть на Яндекс Маркете. Очень удобно и не нужно искать сторонний сервис, опасаясь, что ваши данные продавца могут утечь конкурентам. Однако в некоторых случаях имеет смысл производить расчеты вручную.
Какие шаги необходимо предпринять:
После всех этих шагов останется рассчитать прибыль и понять, есть ли она вообще.
Маржинальной прибылью называют разницу между стоимостью, которая указана в карточке товара и минимальной ценой, которая позволит выйти в ноль. Чем разница больше, тем лучше. Если она маленькая или ее вообще нет, необходимо детально изучить все статьи расходов на каждом этапе: возможно, вы найдете, что можно улучшить или оптимизировать для сокращения затрат.
Если самостоятельно разобраться с этим не получается, можно обратиться к специалистам, которые проведут детальные расчеты и составят не только подробные, но и понятные отчеты, а также подскажут, на чем можно сэкономить и как изменить стратегию продаж, чтобы улучшить показатели.