Начинающие селлеры не всегда знают, что прибыль может быть отрицательной, да еще и делиться на огромное количество видов. Между тем, от того, насколько правильно вы ее рассчитаете, зависит эффективность продаж. Далеко не весь доход становится чистой прибылью, ведь каждый селлер несет определенные расходы. Чтобы на старте легче было сориентироваться в сложных терминах и правильно рассчитать затраты и выйти в плюс, собрали в материале все основные данные.
В чем разница между продажами и торговой выручкой
Отличие валовой прибыли от маржинальной — не единственная сложность, с которой предстоит столкнуться при расчетах. В первую очередь, важно понять, что маркетплейсы работают по собственным правилам, которые сильно отличаются от оффлайн-торговли. Некоторые термины соответствуют действительности, а некоторые видоизменились и применяются немного в другом значении.
Так, в обычных магазинах под выручкой понимается то, на какую сумму всего вы продали. Если продали товара на условные 100 тысяч, то и выручка составила 100 тысяч, расходы при расчетах не учитывают. А вот на маркетплейсах дело обстоит иначе: для расчета выручки применяется схема, при которой из продаж вычитают возвраты.
Внутренние инструменты маркетплейсов не всегда отражают всю суть отчетности, и новичкам бывает непросто разобраться, сколько все-таки удалось заработать. В таком случае можно подключить сторонний сервис или обратиться к специалистам, которые окажут профессиональную помощь.
Валовая и маржинальная прибыль: в чем разница и какие еще виды существуют
В первую очередь, разберемся, чем валовая прибыль отличается от маржинальной. Это не так сложно, как кажется, на первый взгляд.
Фактически валовая прибыль показывает, сколько вы заработали, исключив из выручки себестоимость товара. А маржинальная — насколько выгодно торговать определенными товарами.
Валовая прибыль и маржа тесно связаны. Маржинальность позволяет выяснить процентное соотношение валовой прибыли к общей выручке, то есть — определить, насколько имеет смысл торговать тем или иным товаром. Чтобы вычислить этот процент, необходимо валовую прибыль разделить на общую сумму выручки и умножить на 100%.
Также на маркетплейсах важно рассчитывать такой показатель как чистая прибыль, то есть — доходы минус расходы. При расчете учитываются абсолютно все затраты, включая зарплату сотрудников, логистику, арендные платежи и многое другое. Кроме того, учитываются и налоги, и другие платежи.
Именно чистая прибыль показывает, сколько у продавца осталось денег после всех обязательных платежей и издержек.
Зачем считать разные виды прибыли
Чистая прибыль — это и есть итоговый заработок селлера. Зная разные типы доходов, можно оптимизировать процессы: если где-то есть просадки, значит, необходимо либо на чем-то экономить, либо что-то улучшать.
Соотношение выручки и прибыли показывает, насколько хорошо работает бизнес. Это называется рентабельность бизнеса по чистой прибыли. Чтобы ее рассчитать, нужно чистую прибыль разделить на выручку и умножить на 100%. Чистая рентабельность бизнеса показывает, сколько вы зарабатываете с каждого рубля выручки.
Анализ рентабельности бизнеса необходим, что оценить его эффективность. Чем выше рентабельность по чистой прибыли, тем лучше работает магазин. Положительная рентабельность говорит о том, что всё идёт по плану. Если рентабельность отрицательная, то бизнес работает в убыток. Для маркетплейсов хорошей считается рентабельность в 20−30%. Стремитесь к этому показателю.
Что еще необходимо учесть перед стартом на маркетплейсах
Чтобы не оказаться в ситуации, когда прибыль оказывается нулевой или отрицательной, важно предварительно рассчитывать юнит-экономику.
Кроме того, необходимо дополнительно проводить тестирование и анализ для разных товарных позиций, чтобы вовремя исключить из ассортимента те, что влекут за собой одни расходы. Это называется АВС-анализом. Внутренний функционал маркетплейсов, как правило, не предоставляет таких данных, однако сторонние сервисы не требуют особых навыков для формирования таких отчетов.
Даже если вам кажется, что в вашей нише не нужно проводить серьезные финансовые расчеты, лучше заручиться поддержкой специалиста, пусть и в удаленном формате. Это необходимо для своевременного расчета и уплаты налогов, а также для получения подробной информации о том, сколько именно вы зарабатываете. Важно всегда быть в курсе реального положения дел: это позволит избежать дополнительных затрат и не влезть в кредиты.
Многие селлеры не учитывают при прогнозах такие обязательные расходы как арендные платежи, комиссии маркетплейсов, собственные расходы на оплату кредитов и другие издержки. В результате фактические продажи оказываются вовсе не такими, как представлялось, и необходимо срочно вносить изменения в стратегию продаж. Для производителей расчет разных видов прибыли позволит выявить, когда наступает время для оптимизации производства и сокращения затрат на него, а когда — для повышения стоимости продукции.
Самостоятельно рассчитать все эти виды не так просто, в особенности, если у вас обширный ассортимент. Поэтому надежнее иметь собственного финансового специалиста.