Повышение оборачиваемости особенно актуально для тех, кто торгует на маркетплейсах, где за превышение сроков хранения назначаются повышенные комиссии. Под оборачиваемостью принято понимать, насколько быстро товар расходится и освобождает место на складе. Получается, что низкооборачиваемый товар — это продукция, которая распродается тяжело, и маркетплейсы не слишком выгодно принимать крупные поставки такого товара.
Расчет оборачиваемости решает сразу несколько важных задач. Высокооборачиваемый товар раскупают быстрее, что выгодно и площадке, и продавцу. А товары, которые расходятся неохотно, проще продавать с собственного склада. Рассказываем, как считается этот показатель и как увеличить оборачиваемость товара.
Как рассчитывается оборачиваемость и для чего нужна
Предсказать, как именно покупатели будут себя вести, заранее невозможно. Иногда все предварительные расчеты показывают, что продукцию буквально сметут со складов, а на деле она почему-то задерживается. Поэтому отчет по оборачиваемости товара формируется с определенной периодичностью. Это позволяет скорректировать выбранную стратегию продаж.
Чтобы рассчитать этот показатель, необходимо разделить общее число товаров на складе не количество продаваемых в день штук. Это и покажет обрачиваемость, выраженную в днях: вы сможете увидеть, за какой период распродадутся все товары на складе. Для каждого товара показатель рассчитывается индивидуально.
Низкооборачиваемый товар в каждой нише тоже свой, однако при прогнозах и формировании поставок рекомендуется ориентироваться на сроки хранения, указанные в оферте маркетплейса. Высокооборачиваемый товар — это продукция, которая уходит быстрее, чем оптимальный срок хранения заканчивается.
Зачем считать оборачиваемость:
Зная оборачиваемость товара, можно выбрать комфортную модель сотрудничества с маркетплейсом, избежать штрафов и повышенных комиссий, а также уверенно масштабировать бизнес.
Где взять данные для расчетов
Если вы работаете по системе FBO, вся необходимая информация будет в личном кабинете. По системе FBS остатки отслеживает сам селлер, поэтому надежнее пользоваться услугами фулфилмент-оператора: большинство таких центров собирают статистику и предоставляют детальные отчеты.
Кроме того, можно воспользоваться сторонними сервисами аналитики. Некоторые маркетплейсы позволяют настроить интеграцию, что облегчает выгрузку актуальных остатков и формирование отчетов в автоматическом режиме: селлеру достаточно просто отслеживать изменения и вовремя корректировать стратегию продаж.
Что влияет на уровень оборачиваемости и как его повысить
На продажи влияет огромное количество факторов. Сезон, оформление карточки товара, стоимость продукции, тренды, покупательский спрос в определенной нише — и это далеко не все. Чем больше аналогичных предложений в нише, тем медленнее распродаются товары. Кроме того, некоторые категории в принципе не могут похвастаться высокими показателями, так как спрос на них нестабильный, а зачастую — и вовсе отложенный.
Перед выходом на маркетплейс важно проанализировать ниши и выбрать тип товара, которым вы сможете торговать без убытков. Все популярные торговые площадки предоставляют инструменты аналитики в личном кабинете селлера, при помощи которых можно посмотреть, какими товарами и в каких регионах выгоднее торговать.
Улучшить оборачиваемость можно, только увеличив продажи, так как эти показатели неразрывно связаны между собой. Универсального решения нет, однако есть комплекс мер, которые позволяют повлиять на то, как быстро товар сметают со складов:
Кроме того, повысить оборачиваемость помогает выход на регионы. Грамотное распределение товара по региональным складам позволяет быстрее удовлетворить покупательский спрос там, где меньше предложений конкурентов, а также обеспечить быструю доставку.
Если вы не знаете, как увеличить оборачиваемость и перепробовали уже все, что можно, рекомендуется обратиться к профильным специалистам. Они проведут детальную аналитику ниши и вашего предложения и помогут найти точки развития.